урок Гладченко М.В
Дата проведения: 12.10.2017 года
Тема урока: Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Цели урока:
- повторить изученное по теме «Лексика»;
- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики.
- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас
языка учащихся; развивать интерес к русскому языку.
-воспитывать осознанную потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Планируемые результаты: умеют применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления, анализироватьсвою учебную деятельность
Оборудование: оформление доски, Толковый словарь, словари синонимов, антонимов, орфографический словарь, раздаточный материал, листы обратной связи.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Работа с эпиграфом
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, дух Родины должны вечно оставаться с нами. (Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
- Прочитайте предложение, раскройте его смысл. Какие традиции и обряды казахского народа вы знаете?
- Дайте характеристику предложению. Чем оно осложнено?
-Вычертите схему этого предложения с однородными подлежащими. (Самопроверка по карточке на доске). Объясните знаки препинания.
- Выполните фонетический разбор слова язык (1 ученик - на доске)
- В каком значении употреблено слово язык? (Орудие общения). Подберите к нему омонимы. (Орган в полости рта – змеиный язык; в колоколе длинный стержень; пленный – взять языка; что-нибудь, имеющее удлиненную форму - язык пламени).
- Определите значение слова Родина. Давайте проверим по словарю, правильно ли мы определили значение этого слова. Какой словарь нам в этом поможет?
- Подберите к нему синонимы (Отчизна, отечество), антонимы (чужбина). К каким словарям мы можем обратиться?
2.Слово учителя. Определение темы, постановка цели
3.Теоретический опрос (фронтальный опрос)
- Дайте определение: что такое лексика?
-Что такое лексическое значение слова? Грамматическое?
-На какие группы по значению делятся слова? (одно- и многозначные). Приведите примеры
-Какие слова мы называем синонимами? Антонимами? Омонимами? Паронимами?
Приведите примеры
III. Закрепление
1.Тест (индивидуальная работа). Задание: закончить предложение
1. Все слова языка образуют его словарный состав, или... (лексику).
2. Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка... (лексикология).
3. То, что обозначает слово, — это его... (лексическое значение).
4. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются... (однозначными).
5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются... (многозначными).
6. Слова одной и той же части речи, противоположные по значению, называются... (антонимами).
7. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются... (омонимами).
8. Слова одной и той же части речи, похожие по значению, но разные по написанию, называются... (синонимами).
9. Слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению, называются… (паронимами)
Взаимопроверка в парах. Учитель зачитывает ответы. Учащиеся отмечают « +» правильные ответы, подсчитывают баллы, оценивают по шаблону (на доске):
4 правильных ответа – «2»; 5-6 – «3», 7-8 – «4», 9 – «5»
2.Орфографическая разминка . Работа в парах. Задание: вставить пропущенные буквы
(карточка)
- Что сначала надо определить у данных слов, прежде чем подобрать проверочные слова? (их лексическое значение)
Ув..дают без воды – ув..дали издалека; пос..деть от старости – пос..деть в сквере; раск..лоть полено – раск..лить щипцы; ст..рожил города – ст..рожил сад; отв..рить мясо – отв..рить дверь; сл..зать с лестницы – сл..зать сметану; раздр..жать поведением – задр..жать от холода.
Проверка - по одной паре слов каждая парта
3.Выборочный тест (на листах)
Учащиеся в малых группах (по 3 или 4 человека) обсуждают задание, записывают свои ответы.
После выполнения задания 1 группа зачитывает ответы, другие группы сверяются с их ответами, ставят плюсы. Анализируют ошибки.
От каждой группы выступает 1 ученик и доказывает: 1) почему в 1 задании – это антонимы; 2) во втором - синонимы, 3) в третьем - паронимы, 4) в четвертом - омонимы.
-О каком понятии идет речь?
1) Полюбил богатый — бедную,
Полюбил ученый — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную. ( М.Цветаева) (Антонимы)
2) Ох, какое было солнце! Оно светило, сияло изо всех сил. И снег на за крышах и заборах сверкал ослепительно… (Синонимы)
3) Смеяться заразительным смехом. Перенести заразную болезнь
Искусный мастер. Искусственный шелк.
Абонент сотовой связи. Абонент в бассейн. (Паронимы)
4. В море суши полоса
Называется коса,
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос? (Омонимы – коса)
4.Творческая работа. Прием «Ассоциации»
Обилие заимствований в современном русском языке вызывает тревогу в обществе. Некоторые предлагают сократить исследование иноязычных слов в речи или даже вовсе от них отказаться. Подобное беспокойство выражали образованные люди в прошлом. Например, составитель первого толкового словаря В.И. Даль предлагал изменить некоторые заимствованные слова русскими синонимами.
— Попробуйте по данным словам догадаться, что имели в виду В.И. Даль. (слова напечатаны на листах и прикреплены к доске)
1 ряд - Мокроступы ( обувь для сырой погоды (Калоши.)
2 ряд - Тихогром ( музыкальный инструмент(Фортепьяно.)
3 ряд – Себятник или самотник, (человек, думающий только о себе, преследующий лишь собственные интересы(Эгоист.)
Учащиеся предлагают свои ассоциации. Затем учитель делает подсказку (в скобках). Учащиеся приходят к верному ответу.
Вывод: надо любить и уважать свой язык, потому что любовь к языку – один из первейших признаков любви к своей стране.
5.Создание текста по ключевым словам.
- Предлагаю вернуться я к эпиграфу. О чем он?
Задание: создайте текст, используя ключевые слова: очаг, родители, земля предков, отчий край, гордый народ, национальный дух, традиции и обычаи. Какая тема объединяет эти слова? (тема Родины)
IV. Итог. Домашнее задание: закончить текст.
V. Рефлексия «Лесенка успеха» (учащиеся прикрепляют стикер со своим именем на ступеньку)