доклад директора гимназии № 24 Гладченко М.В
«Использование интерактивных методов и приемов для повышения качества знаний учащихся в условиях обновленного образования»
(система работы по повышению качества знаний учащихся и подготовки выпускников к итоговой аттестации в гимназии № 24)
«Тысяча учителей – тысяча методов».
Китайская пословица.
Уважаемые коллеги! В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и систему образования.
Сегодня перед нами стоит задача – в рамках школы приобщить учащихся к научно – исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне.
Все чаще мы слышим словосочетания «качество образования», «качество обучения», «успеваемость учащихся». Каждый из нас задумывается над вопросами: «Что необходимо сделать мне, как преподавателю - предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше?», «Использую ли я наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии и приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?»
Мы знаем, что для реализации Национального плана действий в развитии функциональной грамотности школьников важнейшими факторами являются инновации, которые способны улучшить качество знаний.
Слайд
Актуальным вопросом становится подготовка конкурентоспособной личности. Выпускник школы должен быть любознательным, внимательным, волевым, знающим и умеющим. Мы считаем, что для выработки этих качеств личности необходимо применять технологии, которые дадут возможность работать преподавателю и учащемуся как партнерам, повысят интерес к предмету и способствуют развитию самостоятельной творческой работы.
Уважаемые коллеги, если на вопрос «Чему учить?» можно ответ найти в государственных общеобразовательных стандартах, то на вопрос «Как учить»? ответ надо искать в профессиональной подготовке учителя, умении использовать новые технологии, четко видеть свою конкретную цель.
Создание условий для повышения качества знаний и успешной сдачи итоговой аттестации – одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива. Для достижения эффективных результатов налажена системная работа, поэтапное ее отслеживание, отражаемое в многочисленных аналитических графиках, диаграммах, таблицах. Такой подход помогает коллективу гимназии добиваться высоких показателей. Графики и схемы повышения качества знаний, подготовки к итоговой и промежуточной аттестации выстраиваются в годовой план. И работа в этом направлении в гимназии начинается уже с очередного августовского педсовета.
Слайд
«Банк слагаемых» качественного образования гимназии на сегодня это:
- деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
-рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;
- роль мотивации учащихся в повышении качества знаний;
- личностно ориентированный подход;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
-работа с одаренными учащимися;
-методическое и психологическое обеспечение учебного процесса.
Слайд
В основе всех организационных мероприятий по повышению качества знаний учащихся лежат семь практических и личностно ориентированных составляющих:
1)взаимодействие всех участников образовательного процесса (ученики, педагоги, родители);
2)организационно – управленческая деятельность(педсовет, совещания, ВШК, методический совет, заседания методических объединений);
3)кадровое обеспечение;
4)учебно – практическаядеятельность;
5)мониторинг и рейтинг;
6)психологическое сопровождение.
7)материальная база.
Давайте разберемся в каждом составляющем. Итак,
Слайд
В работе над повышением качества образования принципиально важно наличиеединой позиции у всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей, так как именно общее положительное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, обеспечивает психологическое равновесие. Недаром великий педагог К.Д. Ушинский говорил «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него».
Поэтому главной становится выработка технологии повышения качества знаний и алгоритма деятельности администрации и педагогического коллектива.
Организационно – управленческая деятельность включает в себя:
- работа педсоветов, совещаний при директоре, научно-методических советов, заседания штаба по всеобучу, методических кафедр, надпредметной кафедры «Радуга», «Школы передового педагогического мастерства», «Школы молодого педагога», заседание творческих и экспертных групп;
- проведение классных и родительских собраний по вопросам качественного обучения;
- организация и проведение административно-контрольных срезов (стартовый, полугодовой, годовой), проверка техники чтения по русскому и казахскому языкам (1-4 классы), хронометраж домашнего задания, классно-обобщающий и персональный контроль;
- освещение хода работы по повышению качества знаний и образовательных услуг на школьном сайте и в нашей газете «Школьная правда».
Слайд
В гимназии отработан алгоритм действий Штаба по всеобучу. На Штаб приглашаются не только родители и учащиеся, показывающие плохое качество знаний по предметам, но и ударники и отличники, которые снизили свою успеваемость. В результате сотрудничества учителей и родителей выявляются проблемы учащихся и обговариваются пути их решения. В рамках штаба заслушиваются отчеты классных руководителей и учителей-предметников о проделанной работе по повышению качества знаний учащихся, проводится тематический анализ срезов, контрольных и тестовых работ учеников.
Слайд
Формируя ситуацию успеха для получения качественного образования, гимназия разработала комплексную систему совместной деятельности, которая помогает достичь результативности, ведь успехи детей находятся в прямой зависимости от установок и настроения учителей и родителей.
Исходя из этого, работа школы с родителями строится по двум направлениям:
– знакомство с нормативными документами всего учебно-воспитательного процесса, целями и задачами основных предметов, со структурой и уровнями сложности заданий (особенно тесное сотрудничество с родителями начальной школы);
– выработка способов адекватного психологического воздействия на детей через обсуждение того, какие условия могут стать предпосылкой успешного обучения, участия в предметных олимпиадах, конкурсах и научных проектах.
По необходимости проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы с зам.директором по УВР, психологом, директором.
Слайд 9
Хочу отметить, уважаемые коллеги, что качество знаний учащихся зависит от качества кадрового потенциала. В школе XXI века образование все больше должно становиться самообразованием. И тогда хороший педагог – это не искусный формовщик детской личности, а искусный создатель условий, при которых эта личность как можно раньше становится творцом собственного саморазвития.
В нашей гимназии существует система подбора кадров. Для этого разрабатывается перспективный план, согласно которому администрация школы определяет педагогов, которые будут работать в средних и старших классах. Из числа лучших молодых педагогов готовится смена. Сначала они ведут уроки в старших классах в параллели с опытными педагогами, а затем, если показывают хороший результат, работают самостоятельно. В 9, 11 классах работают, как правило, опытные высококвалифицированные педагоги.
Состав педагогов, преподающих в гимназии, - это учителя высшей категории и первой категорией (59,3%), с большим стажем работы (от 10 до 43 лет 58 педагогов из 91). На особом контроле работа с молодыми педагогами – 15. Это: закрепление кураторов, семинары, тренинги, индивидуальные беседы, обучение разработке и составлению календарно-тематического и поурочного планирования, методике преподавания, конкурс «Жас маман».
Развитие человеческого капитала, а также модернизированных кадров в системе образования является одним из приоритетов Государственной Программы «Цифровой Казахстан». В связи с этим для повышения квалификации педагогических кадров вводится электронное образование. Сегодня цифровая платформа Kundelik.kz играет важную роль в повышении качества обучения учащихся и образованности учителей. Это огромная помощь избежать бумажной отчетности, возможность обеспечить качественную обработку данных достижений учащихся и регулярно поддерживать обратную связь с родителями, снизить уровень беспричинного пропуска занятий детьми, а главное, повысить успеваемость. Хорошо знающий работу в системе «Күнделік» учитель может автоматически получить до 30 различных отчетов таких, как: движение учащихся, успеваемость, замена уроков учителями, статистика заполнения журнала. Учащиеся и родители в любое время могут узнать о своих успехах и проблемах в учебе.
Конечно, предстоит еще большая, кропотливая работа с родителями, так как не все еще умеют работать в этой программе и не привыкли получать информацию электронным путем. Поэтому в новом учебном году планируется активизировать работу родителей в программе Kundelik.kz.
Большим подспорьем в самообразовании педагогов является электронная образовательная платформа Bilim-Land. Использование ее ресурсов позволяет педагогам содержательно проводить урок, повышает интерес школьников к учебным предметам. Учителя гимназии с большим интересом работают в программе Bilim-Land. В прошедшем учебном году по гимназии зафиксировано 13 805 просмотров и использование в учебно-воспитательном процессе материала данной цифровой платформы. В этом учебном году запланирована работа с кадрами не только по использованию материала данного сайта, но и по размещению на его страницах своих наработок, с целью деления педагогическим опытом.
Слайд
Учебно – практическая деятельность ведется следующим образом:
1) Учителя – предметники ежедневно проводят консультации по подготовке к итоговой и промежуточной аттестации;
2) В каникулярное время проводят дополнительные групповые и индивидуальные занятия;
3) Ведется коррекционная работа, работа над ошибками, на уроках используются электронные тренажеры (программы, диски и т.д.)
По результатам административных контрольных работ, контрольных срезов, тестирований по всем классам ведется мониторинг – отслеживание результатов с целью коррекции. Проводятся следующие виды мониторингов:
- мониторинг текущих результатов.
- мониторинг текущих результатов в динамике.
- мониторинг ошибок.
Обязательно ведется анализ допущенных ошибок. На основании данных мониторингов предметник составляют рекомендации по недопущению ошибок и план коррекционной работы.
Слайд
Учителями гимназии выработана определенная структура коррекционного занятия, которая состоит из следующих этапов:
- анализ результатов контрольной работы;
- выявление пробелов в знаниях и фиксирование типичных ошибок в индивидуальных картах;
- тематическое повторение учебного материала;
- самостоятельная работа учащихся по темам (контроль знаний);
- самопроверка;
- работа учащихся над ошибками;
- разбор с учащимися материала, вызывающего затруднения;
- индивидуальное домашнее задание;
- ведение журнала тематического контроля в выпускных классах.
На сегодняшний день очень важно работать не только над знанием фактическогоматериала, но и над развитием функциональной грамотности и логического мышления.
Практика показывает, что процесс качественного обучения в школе сложен для учеников, особенно для тех, кто учится на «хорошо и отлично». Для этого существует Психологическая поддержка учащихся. Особенно эта поддержка важна для выпускников. Подростки находятся в состоянии ожидания предстоящего экзамена, перипетий внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями, предугадывают возможный результат.
Определение личностных трудностей учащихся включает проведение обучающих занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.
Психолог гимназии разработала и апробировала ряд Программ развивающих занятий, целью которых является психологическая поддержка в учебный период. На занятиях психолог использует: дискуссии, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, психофизиологические и диагностические методики.
Проведение подобных занятий способствует целому ряду положительных преображений учащихся: повышение сопротивляемости стрессу, развитие уверенности в себе, коммуникативной компетентности, навыков самоконтроля, а также обучение приемам эффективного запоминания и методам работы с учебным материалом. Психологический микроклимат школы очень важен для получения качественных знаний учащимися. И наша задача сделать его таковым.
В завершении я хочу рассказать Вам притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее раздавлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Именно в наших руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического микроклимата, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», радовать нас своими знаниями, успехами и достижениями.
<!--
TBegin:http://24-taraz.mektebi.kz/uploads/posts/2018-10/1540538506_slayd12.jpg|
-->
Похожие публикации: